Аннотация к рабочей программе воспитателей старшей группы компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи.
Программа составлена на основе примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Автор Н. В. Нищева) с учетом рекомендаций основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Срок реализации 01.09.2020-28.05.2021г.
Использованы материалы:
-Парциальной программой «В краю Тихого Дона», автор под ред.Л.А.Баландиной
-Парциальной программой «Шахмтная азбука»,
Программа обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Коррекционная деятельность включает логопедическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Коррекционная помощь детям является приоритетным направлением в деятельности МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко». Программой предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной декларацией об обеспечивании выживания, защиты и развития детей, Декларацией прав ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, а так же разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Программа имеет в своей основе принцип интеграции взаимодействия специалистов. Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и позволяет обеспечивать развивающее обучение дошкольников, формирование базовых основ культуры личности детей, всестороннее развитие их интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие интегративные качества, как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Аннотация к рабочим программам воспитателей подготовительных к школе групп компенсирующей направленности
для детей с нарушениями речи.
Программа составлена на основе примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Автор Н. В. Нищева) с учетом рекомендаций основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Срок реализации 01.09.2020-28.05.2021г.
Программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией; его социализацию в коллективе сверстников. Определяет основные направления коррекционно-развивающей работы, условия и средства речевого развития детей, а также целевые ориентиры и задачи по овладению Программой.
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно-развивающей работы в старшей и подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи во всех пяти образовательных областях в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В Программе даны рекомендации по созданию и оснащению предметно-пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении. В соответствии с Программой предметно-пространственная развивающая среда в кабинете-логопеда и в групповом помещении обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями и потребностями каждого ребенка, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с Программой обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых во всей группе, в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Она обеспечивает реализацию Программы, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В Программе приведены методические рекомендации по интеграции узких специалистов, обеспечивающих реализацию Программы, осуществлению взаимодействия с родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
В Программе представлены перечень пособий методического комплекта, списки специальной и методической литературы.
Данная программа не является статичной по своему характеру. Темы занятий могут видоизменяться в зависимости от возможностей и потребностей воспитанников.
Целостность Программы обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников. Программа рассчитана на один год обучения
Построение системы работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для каждой возрастной группы предложено оптимальное сочетание самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованной и нерегламентированной образовательной деятельности; свободное время для игр и отдыха детей выделено и в первой, и во второй половинах дня.
Основой Программы является создание оптимальных условий для коррекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Это достигается за счет создания комплекса коррекционно-развивающей и образовательной деятельности в логопедической группе с учетом особенностей психофизического развития детей данного контингента.
Главная идея Программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития детей с общим недоразвитием речи, то есть одним из основных принципов Программы является принцип природосообразности. Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с общим недоразвитием речи и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме.
Кроме того, Программа имеет в своей основе также следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Аннотация к рабочей программе учителя-логопеда
МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»
Программа составлена на основе примерной адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Автор Н. В. Нищева) с учетом рекомендаций основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы" под ред.Н.Е.Вераксы), в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, Конвенцией ООН о правах ребенка, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.
Срок реализации 01.09.2020-28.05.2021г.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей данной группы учитель-логопед создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Данная программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОО. В ней определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.
Законом №273-ФЗ устанавливается значение рабочей программы в
Использованы материалы:
-Парциальной программой «В краю Тихого Дона», автор под ред.Л.А.Баландиной
-Парциальной программой «Шахмтная азбука»,
Рабочая программа представляет собой целостную,
систематизированную модель взаимодействия всех участников
образовательного процесса (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов,
узких специалистов, представителей администрации), учитывающую
индивидуальные особенности воспитанников, возможности предметно-
пространственной развивающей среды, обеспечивающую своевременную
профилактику и коррекцию речевых нарушений, способствующую более
высоким темпам общего и речевого развития детей. Представленная в
программе система работы позволяет осуществлять коррекционное
воздействие на речевую функцию воспитанников, способствует
совершенствованию коммуникативных умений и навыков. Целостность
программы обеспечивается включением основных направлений
педагогического процесса в ДОО (диагностического, коррекционно-
компенсирующего, развивающего и других). Данная программа помогает
осуществлять комплексный подход в коррекционно-развивающей работе с
детьми. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса коррекционно - развивающей работы с детьми 5-7 лет.
В содержании рабочей программе учителя-логопеда учтены общие и специфические особенности психического развития детей старшей и подготовительной к школе групп, вариативные формы организации коррекции отклонений речевого развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Общая цель коррекционно-развивающей программы – освоение детьми
коммуникативной функции языка в соответствии с возрастными нормативами.
Программа представляет коррекционно-развивающую систему,
обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка,
интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению
элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами
исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция.
Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить
фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа,
автоматизировать слухо-произносительные умения и навыки в различных
речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики –
высказывания в зависимости от речевых намерений. На непосредственно-
образовательной деятельности логопеда с детьми, осуществляется развитие
языковой системы, выявляется структура дефекта, и те потенциальные
речевые возможности ребенка, которые учитель-логопед использует в работе.
Логопедическая работа, предусмотренная в рабочей программе, строится на
основе теоретических положений значении полноценных фонематических
процессов в развитии речи и становления чтения и письма.
В связи с этим программа ориентирована на овладение артикуляционными
характеристиками звуков и их перцептивными признаками, которые лежат в
основе восприятия речевых сообщений и определяют уровень
сформированности языковой способности ребенка и готовности к овладению
грамотой. Работа по программе позволяет не только устранить речевые
нарушения, но и сформировать устноречевую базу для овладения элементами
грамоты еще в дошкольный период. Своевременное и личностно –
ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции
благотворно влияет на развитие ребенка в целом. Рабочая программа
учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка – строение и
подвижность артикуляционного аппарата, степень развития слухового
восприятия, количество неправильно произносимых звуков, уровень
звукового анализа, степень сформированности грамматического строя речи,
работоспособность. Данная программа способствует не только успешному
овладению новыми знаниями в дошкольном возрасте, но и помогает ребенку
успешно адаптироваться в школе. Реализация рабочей программы позволяет
осуществить дальнейшую преемственность дошкольного и школьного
обучения, более успешной адаптации детей в школьном возрасте. Успешное
овладение ребенком программой дошкольного возраста, является
необходимой базой, своеобразным трамплином и залогом успешного
обучения в школе.
В программе реализованы следующие принципы дошкольной коррекционной
педагогики:
- принцип развивающего обучения;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития
детской речи;
- принцип коррекции и компенсации;
- принцип, определяющий ведущую деятельность.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую
организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение
нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе учителя-
логопеда, педагогов и других участников логопедического сопровождения
образовательного процесса.
Режим дня и расписание непосредственно-образовательной деятельности
учителя-логопеда строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных
особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.