Среда, 01.05.2024, 11:30
Приветствую Вас, Гость

Сведения об образовательной организации

Навигация по разделу:

Описание адаптированной основной образовательной программы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушениями речи МБДОУ д/с ОРВ "Солнышко" разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Конституция РФ
  • Конвенция о правах ребенка
  • Закон РФ «Об образовании».
  • СанПиН 2.4.3648 - 20
  • ФГОС ДО

 

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми старшей группы компенсирующей направленности и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Цель и задачи реализации программы

Цель программы - сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
  • развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
  • уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОО и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
  • забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
  • вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в ДОО.

 

Принципы  реализации программы

      Основными принципами программы являются:

  • -  принцип природосообразности  с опорой на онтогенетический (учитывая закономерности формирования звуков  у детей в норме);
  • - целостного и системного анализа (выделение причин, первичности в структуре речевого дефекта, опоры на компенсаторные возможности организма, с определением «зоны ближайшего развития»);
  • - систематичности и взаимосвязи учебного материала;
  • - доступности, конкретности;
  • - деятельностного подхода (учета ведущей деятельности дошкольников);
  • - комплексности (медико- психолого- педагогического воздействия, тесной взаимосвязи с родителями).
  • - индивидуального подхода ( учета компенсаторных возможностей ребенка, степени речевых нарушений).
  •            Отражая специфику работы и учитывая ее основную направленность на речевое развитие,  реализация программы осуществляется в несколько этапов:
  • 1  - диагностический
  •           Сбор анамнестических данных, консультации узких специалистов, дифференциальная диагностика, выявление компенсаторных возможностей, «зоны ближайшего развития», составление  плана индивидуальной логопедической коррекции.
  • 2 – подготовительный
  •         Развитие высших психических процессов. Работа  в сенсомоторной сфере от приемов общего  расслабления и развития тактильной чувствительности к развитию тонких дифференцированных движений пальцев рук.
  •         Развитие артикуляционной моторики. От приемов пассивной гимнастики к активной, параллельно работа по формированию фонематического слуха и восприятия. Гласные  и  звуки раннего онтогенеза (опорные).
  • 3 – основной
  •           Постановка звуков. При сложном нарушении звучания работа ведется над несколькими звуками одновременно, но взятыми из разных фонетических групп.  Переход от более легких звуков к более трудным, начинаем со звуков, артикуляция которых,  доступна зрительному восприятию. В группе согласных  последовательно уточняем сначала смычные согласные, затем щелевые, глухие, затем звонкие твердые, мягкие, Свистящие ставятся раньше шипящих, т.к они являются основой для шипящих. Шипящие являются подготовительной базой для соноров.  На протяжении всего периода обучения параллельно и постоянно  ведется работа по развитию фонематического слуха и восприятия.
  •          Введение звука в слог, слово, автоматизация  в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. Дифференциация  оппозиционных звуков. Обучение навыкам звукобуквенного анализа и синтеза, соотнесение звука с буквой. Работа по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.
  •           Основой планирования коррекционной логопедической работы  является тематический подход с опорой на семантические поля, обеспечивающий  успешное накопление и актуализацию словаря. Лексический материал отобран с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных речевых возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной и умственной активности
  •         Ввиду того, что  ритм и рифма особенно способствуют быстрейшей автоматизации звуков, в занятиях предусматривается использование стихотворений, скороговорок, чистоговорок, потешек.
  •          Речевой материал располагается таким образом, что последующие упражнения подготавливаются более легкими предыдущими, а подбираются так, чтобы по возможности исключить дефектно произносимые звуки.
  •          На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается оптимально удачным подбором соответствующей группы методов:
  • ·        наглядных
  • ·        словесных
  • ·        практических
  • видеороликов, рассматривание картин, макетов, профилей артикуляции, образец показа артикуляции звуков и упражнений, образец показа способа действия позволяют ускорить процесс усвоения речевых умений и навыков, делает более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.
  • Словесные  методы позволяют сформировать представления о различных явлениях, дают образец правильной выразительной речи, способствуют обогащению словаря, формированию грамматических форм речи, вызову положительных эмоций.
  •  Практические:
  • ·       Упражнения – многократные повторения практических и умственных действий (до автоматизма);
  • ·       Игра предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с показом, пояснением, объяснением, вопросами
  • ·    Моделирование  -  широкое применение получило знако-символическое  моделирование, при  формировании артикуляционного   образа звука,  дифференциации, звукового анализа и синтеза (используются графические схемы структуры предложения, слогового состава слова, мнемотаблицы и мнемодорожки).

Программа  предусматривает использование индивидуальной и подгрупповой формы организации работы с дошкольниками продолжительностью 20-25 минут.

 

Конструктор сайтов - uCoz